alexey_zyryanov: (Критик)
[personal profile] alexey_zyryanov
Давно я уже не покупаю книг намеренно в книжных магазинах, а лишь в исключительных случаях через соцсети у автора по той цене, которую он назначает сам. В остальном  меня удовлетворяют журналы, мною подписанные бумажные или сетевые. И, отвечая согласием на просьбу редакции интернет-журнала «МолОко» сделать обзор 2014 года по лучшему произведению, которое удивило, я счёл нужным назвать такое произведение - весь сборник миниатюр Владимира Костылева «Однородные обстоятельства», выпущенный в 2013 году. 150 рублей электронным переводом автору - и книга почтой от самого писателя у меня в библиотеке, минуя всякие наценки книжных магазинов, где этой книги я бы не нашёл в Тюмени.
Владимир Костылев 'Однородные обстоятельства' (2013)

Владимир Костылев многое пишет будто бы по собственным записям, оставленным во время прогулки, настолько они специфичны, что не оставляют иных предположений: они мышлением отпечатаны в пути, они в голове не рассыпались по возвращении домой. Такое ощущение, что автор и тебе их нашёптывает в ухо: так тихо, так медленно, певуче, так щекотливо, что мыслям твоим становится приятно и блаженно. И хочется, чтоб тянулось  это дольше. Начинаешь читать очередную миниатюру сборника и ждёшь и ощущаешь чувство приятной щекотки в голове, когда тебя как будто бы гладит по макушке тот, кого ты любишь, кто любит и тебя, кто доверяет тебе свои мысли. Именно на уровне мыслей сливаешься с авторским миром через текст.

Отдалённость от европейской России - вносит в жизнь людей особый склад ума, меняющий представление о важности известности и денежном эквиваленте славы. Жители Дальнего Востока восприимчивы к тонким линиям искусства. Их географическая отдалённость накладывает более душевную конституцию. Здесь нет вынужденных новаций в познании современнейшей мазни или понимании дизайна криворуких гламурных москвичей. Здесь выдержана линия изгиба от природы и духовность запечатана как в камне. У восточных россиян в привычке нет необходимости подстройки под новейший стиль столицы. Они питаются и дышат собственным туманом мыслей и забот. Их быт далёк от мельтешения

Восток России живёт на обочине страны с прогрессивнейшем Китаем, но не боится красного гиганта, а в отпуска на собственных машинах едет за покупками: чтоб поесть экзотики, которая для них давно уж примитивна как гамбургер для москвичей. Здесь пьют сакЭ, закусывают остренькой лапшой из всякой снеди.
Афористичность прозы Костылева настолько абсолютна, что демонстрировать её в одной рецензии возможно только фразами и плотными абзацами, а на некоторые миниатюры легче ссылку дать, чем заполняя ею многое пространство сей статьи, законно вызывая роптание читающей толпы.

Да будет всем известно, Владимир пишет не шаблонно, а скорее, на разрыв всех штампов. Он разговаривает сам с собой, но мы-то слышим его голос, мы - внемлющие его ум и чувства: «...За плотными шторами - полумрак. Впереди - целая ночь и не менее целый - свет, сошедшийся клином на воспоминаниях. Сегодня обязательно сделаю записи в книге сердца. Дай Бог незаёмных мыслей...» («Dies diem docet»).

Мужчинам проза Костылева будет по душе, а женщинам - отдушина.

Миниатюры этого писателя останутся навеки, ведь «...Ничего никогда не кончается...» («Будни. Азиатская версия»). Простая фраза, а в памяти легло как аксиома вечной жизни.

Автор объясняется с Другой, но мы всё понимаем как источник собственной же мысли, как нечто нам родное: «...Словно аравийский самум, пронеслись минуты твоих разочарований, мои месяцы белой тишины. Я научился бегло читать по-французски и разучился доверять тайны друзьям. Ты - кажется - стала ещё лучше разбираться в людях, но забыла о том, что настоящее чтение - это разговор с автором книги.
Каждый из нас познал мудрость...».
//
«...Ночью, когда уснуть нет никакой возможности, не зажигаю бра, хотя и боюсь темноты не меньше одиночества. В тёмной комнате, прислонившись спиной к стене, опускаюсь на пол. Закрываю глаза и ловлю затылком прохладу стены. Борюсь с воспоминаниями, ворующими сон...» («Красный свет»). Мы точно так же представляем себе свою борьбу с воспоминанием. И автор говорит за всех, но не банальными словами, а искусно.

Миниатюры обо всём: о жизни, о любви, о страсти, о природе, об искусстве. Автор открывается со всею теплотой, но большинство тайн его мыслей остаётся вне прочтения. Какие-то мечтания останутся для понимания лишь посвящённым: «...В детстве-отрочестве мечталось о камнепадах. В юности - о разрежённом горном воздухе. В молодости - о дрожащем пении эха в горах. Теперь... теперь помечтать бы хоть о чём-нибудь. О неформатном и стандарты презирающем. И потому - насмотревшись на великих людей до сухости в горле, тороплюсь одолеть наизусть «Мцыри».
А ещё - верится, что однажды солнце взойдёт на Севере...» («15.30»).

Когда писателю есть что сказать, его не остановить: «...Сплошные пустопорожние молчания - не про нас...». И мы покорно следуем за ним, мы соглашаемся: «...Та, которую люблю, давно с другим: ни понять, ни упрекнуть, ни окликнуть...» («Двадцать солнечных минут»).

«...Как хрупок мир иллюзий и как слаб человек в соблазнах, скрывающихся под личиной безусловно глубокого, мнимо неповторимого чувства! Когда бы не со мной случилось, когда бы кто-то равнодушный рассказал перед тем как забыть навеки - разве поверил бы я? А потому - ни себя не жалко, ни потерянного (ненайденного). Всё в жизни имеет свою цену. В том числе - и оплаченный нами чужой покой...» («Кастальский ключ»).

Темы восточной России не обходятся без «правого руля» и транзита из Японии машин. Но автор, как было сказано уже, идёт дорогой нешаблонной: «...Безусловно, японскому автопрому можно посвятить не один мадригал: шесть с половиной сотен километров легко преодолеваются за семичасовое мгновение даже вопреки русским дорогам, во многом схожим с полем боя после ковровой бомбардировки. Автомобильный мир без «тойоты», что джунгли без тигра...» («Становимся мудрее»).

«...Твои пальцы - твои тексты...»
«...Мир - послушный материал, белая глина. Лепи сюжеты, воюй, покоряй, умри, обретая бессмертие...» («Расплываются краски»).

Писатель, в отличие от простого люда, умеет мысль завершать высокой философией природы и простого быта: «...А что нам ещё нужно на земле? Кроме счастья наших детей, кроме благодарного взгляда единственной, не умеющей предать даже в мыслях?
Во вселенной не так много мест, где с нас не возьмут денег за ночлег и скромный ужин.
Благословен хранящий огонь любви в сосуде дружбы.
Мир ему, мир всем...» («Имяславие»).
Алексей Зырянов, Тюмень
Владимир Костылев. «Однородные обстоятельства». Приморье, г. Арсеньев, 2013, тираж: 500 экз., 119 страниц.


Публикации:
1) Русский литературный интернет-журнал "Молоко" (28.01.2015) - [полная версия].

(frozen)

Date: 2015-01-28 09:25 pm (UTC)
From: [identity profile] alek-morse.livejournal.com
...а рецензия как поэзия.

Спасибо.

Date: 2015-01-29 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] alexey-zyryanov.livejournal.com
Часто с первых же строчек подстёгивает писать в особенном ритме, то есть на одной волне, как ритмическую прозу, но приходится это прекращать на многих участках рецензии, потому что сохранять собственный ритм сложнее, когда нужно добавить чужие цитаты.

Re: Спасибо.

Date: 2015-01-31 06:11 pm (UTC)
From: [identity profile] alek-morse.livejournal.com
Согласен. Проблема выбора языка описания. Влияет сам предмет, особенно, если дело касается разговора вокруг литературы.

(frozen)

Date: 2015-01-30 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] moskray.livejournal.com
Спасибо за это новое имя - Владимир Костылев!

Date: 2015-01-31 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] alexey-zyryanov.livejournal.com
Это из тех авторов, которого и дальше нужно продвигать самим критикам. Скромнейший человек, лямку славы на себя не тянет, но в литературе не последний человек: главред приморского журнала "Литературный меридиан". Книга на фото лежит как раз на нескольких выпусках этого журнала.

(frozen)

Date: 2015-01-31 05:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zlex07.livejournal.com
Ну вот, открыл для нас новое имя, спасибо.
А еще я с удовольствием отмечаю, что Алексей Зырянов растет как литературный критик. Читать интересно.

Date: 2015-01-31 08:01 pm (UTC)
From: [identity profile] alexey-zyryanov.livejournal.com
Замечу, что открываю в условном формате "снизу вверх": по иерархии редактор журнала, конечно, выше меня.

(frozen)

Date: 2015-02-01 04:51 am (UTC)
From: [identity profile] zlex07.livejournal.com
Редактор, конечно, молодец, но он организатор пространства, формы, а смыслом ее наполняют авторы. :-)

Отлично сказано

Date: 2015-02-01 11:17 am (UTC)
From: [identity profile] alexey-zyryanov.livejournal.com
И Владимиру Костылеву, как редактору журнала "Литературный меридиан", удалось собрать со всей России мэтров слова. А ещё прелестных фотографий, ведь сам журнал прекрасно иллюстрирован.

(frozen) Алексей Зырянов. Рецензия

Date: 2015-02-03 07:13 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] srybas сослался на вашу запись в своей записи «Алексей Зырянов. Рецензия (http://kritik-ru.livejournal.com/39500.html)» в контексте: [...] то не прошла рецензия нашего автора. Вот она. http://alexey-zyryanov.livejournal.com/20653.html [...]

October 2015

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728 293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 12:31 pm
Powered by Dreamwidth Studios